К чему приводит развитие плоскостопия: вред и причины

Головные боли, артроз и деформация костей: к чему приводит плоскостопие
Травматология-ортопедия
2022.08.22

От плоскостопия страдает треть населения мира. И это вовсе не отмазка от армии, как многие думают, а настоящая проблема, которая может вызвать ряд еще более серьезных заболеваний. Чем опасно плоскостопие, рассказывает ортопед клиники «Наедине» Игорь Анатольевич Разумов.

Что представляет собой плоскостопие и как оно появляется?

Если сказать по-простому, то это деформация стопы. Так, кости здоровой стопы образуют два свода: продольный и поперечный, которые смотрятся как арка. Это своего рода амортизатор, помогающий распределить нагрузку во время ходьбы. Если же стопа соприкасается с полом, то ставят диагноз «плоскостопие», от чего страдают кости и суставы.

Обычно плоскостопие формируется с детского или подросткового возраста. Если вовремя не обратить на это внимание, болезнь усугубляется. Чаще всего, она возникает, когда ногам не хватает нагрузки. Если вы мало ходите, не бегаете, много сидите, то, конечно, мышцы не работают в полную силу, становятся слабее и потом уже не могут выполнять свои функции.

Другая крайность, которая может вызвать плоскостопие, — это слишком сильная нагрузка на ноги. Это происходит из-за лишнего веса или непрерывного стояния на ногах. Сюда же можно отнести некомфортную обувь и высокие каблуки. Любой ортопед вам скажет, что постоянно держать ноги в неудобном положении – очень вредно. Ну и, конечно, иногда плоскостопие может появиться не из-за образа жизни, а по причине травмы или другого заболевания. Врачи не исключают и наследственный фактор.

Как заподозрить у себя плоскостопие?

Прежде всего, обратите внимание, как у вас носится обувь. Если быстро стирается, а подошва сильно изнашивается с внутренней стороны, - это первый признак. Кроме того, на плоскостопие могут указывать быстрая утомляемость ног при ходьбе, боль, усталость, тяжесть в ногах к вечеру, судороги; отечность стоп и лодыжек; трудности и боли при ношении туфель на шпильках и высоких каблуках.

К чему может привести плоскостопие?

Если у плоскостопия небольшая степень, то оно может не доставлять неудобств. Многие люди могут долгое время не знать, что у них появилось такое заболевание. Кстати, именно для раннего выявления в школах каждый год делают тест на плоскостопие. Помните, как мы сами вставали на зеленку? А сейчас есть специальные современные аппараты для определения степени плоскостопия.

Если же стопа деформировалась достаточно сильно, то это уже сложно не заметить: ноги начинают уставать быстрее, появляются отеки и боль. Из-за этого у человека меняется походка, следовательно, нарушается осанка и страдает позвоночник. Плоскостопие может вызвать остеохондроз, грыжу межпозвоночных дисков и другие проблемы с позвоночником.

Но и это еще не все. В список неприятных и даже опасных последствий входят синдром позвоночной артерии, который вызывает частые головные боли; остеопороз и артроз коленного сустава, варикозное расширение вен. Страдает, конечно, и сама стопа. Например, появляется пяточная шпора – небольшое разрастание кости, похожее на шип. При ходьбе человек чувствует почти невыносимую боль. Также часто появляется так называемая «косточка» - искривление большого пальца, при котором кость как бы выпирает из стопы, что причиняет неудобства и боль при ношении обуви и ходьбе.

Как лечить такое неприятное заболевание?

Полностью избавиться от плоскостопия практически невозможно. Тем более, если вы поздно его обнаружили. Ведь болезнь деформирует кости, а их не получится просто так переделать. Тем не менее, при правильном лечении можно сдержать развитие заболевания. Положительный эффект дают физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. Чтобы снять боль, воспаление и напряжение в стопе, врач может прописать мазь, гель, лекарственные препараты. Важно понимать, что в этом случае не нужно заниматься самолечением, чтобы не усугубить проблему.

Часто пациентам с плоскостопием рекомендуют носить специальную ортопедическую обувь или стельки. В нашей клинике принимает ортопед-травматолог, который занимается изготовлением индивидуальных ортопедических стелек. Их делают на заказ, для чего врач на специальном аппарате-подоскопе проводит исследование. Такая стелька держит стопу в правильном положении. Кроме того, если у вас пяточная шпора, то снижается давление на пятку, уходит боль при ходьбе. Нужно учесть, что обувь, в которой будет стелька, должна быть на размер больше.

Опытные специалисты клиники своевременно помогут определить заболевание и назначат правильное лечение. Записаться на прием можно по телефону: 32-7777 или на сайте клиника-наедине.рф.