Плоскостопие у детей: причины, проявления и лечение

Почему ребенку нельзя донашивать обувь за старшими: как это влияет на здоровье
Травматология-ортопедия
2022.09.14

Плоскостопие у ребенка - одна из самых частых проблем, с которой приходят к ортопеду. При этом не все родители обращают внимание на такое заболевание. А ведь оно может привести к серьезным проблемам. Подробнее рассказал врач-ортопед Игорь Анатольевич Разумов.

Что представляет собой плоскостопие?

Это деформация стопы, когда ее свод значительно опускается или уплощается. Иными словами, ребенок встает на всю стопу полностью. И эту ситуацию нужно обязательно корректировать. Часто встречаю мам сыновей, которые, наоборот, не хотят исправлять проблему, надеются, что юношу не заберут в армию. И при этом не думают, что плоскостопие может стать причиной других серьезных заболеваний.

Каких же именно?

Когда у ребенка неправильная постановка стопы, то начинает меняться осанка, появляется нагрузка на позвоночник, развивается сколиоз. А это, в свою очередь, может вызвать болезни суставов и позвоночника, такие как артроз, артрит, остеохондроз, бурсит и прочие. Кроме того, такие нагрузки вызывают боли в суставах, что позже отразится на общем состоянии здоровья ребенка - возникнут проблемы в работе внутренних органов.

Что может вызвать плоскостопие у детей?

На это влияют многие факторы. Один из наиболее частых - наследственность. Если у мамы, папы, бабушки или дедушки была такая проблема, то с высокой долей вероятности она появится и у ребенка. Также к проблеме могут привести избыточный вес на первом году жизни, дефицит витамина Д, нарушения мышечного тонуса. И, конечно, тесная неудобная обувь! Очень важно, чтобы дети носили обувь по размеру. И ни в коем случае нельзя донашивать обувь за другими. Дело в том, что во время ношения она подстраивается под конкретную ногу.

Как понять, что у ребенка плоскостопие? На что обратить внимание?

Как правило, дети не жалуются на дискомфорт в ногах, а часто просто этого не замечают. А иногда и сами родители не придают значение “капризам”. К возможным признакам плоскостопия относится неравномерно стертая обувь. Это когда каблук и внутренняя часть подошвы стерты сильнее, или один ботинок стерт больше, чем другой. Также обратите внимание, если ребенок жалуется на боли и усталость в ногах после прогулки или игр. Почаще обращайте внимание на его походку - если заметите изменения, идите к врачу. И обязательно запишитесь к ортопеду, если нашли уплотнение сводов стопы.

Как лечится плоскостопие у детей?

Правильное лечение назначает ортопед после осмотра. Очень эффективна лечебная физкультура - дети должны собирать пальцами ног мелкие предметы, катать шарики, ходить босиком. Также мы часто назначаем массаж и физиотерапию. Хорошо помогают индивидуальные ортопедические стельки, которые постепенно мягко исправляют угол свода. Заказать такие стельки можно и в нашей клинике. Их делают на заказ, для чего врач на специальном аппарате-подоскопе проводит исследование. Такая стелька держит стопу в правильном положении.