Как правильно составить рацион при гастрите желудка

Диета при гастрите: какие продукты следует исключить из рациона
2021.12.06

Гастрит – это воспаление слизистой оболочки желудка, возникающее под действием желудочного сока. Желудочный сок обладает высокой кислотностью и вызывает поражение стенок желудка если мукозный защитный слой слизистой недостаточно прочен.

Гастрит – распространенная патология, но зачастую не диагностируемая, так как протекает бессимптомно. Иногда вы можете ощущать потерю аппетита, тошноту, вздутие живота, отрыжку и боль в животе на протяжении длительного времени. В более тяжелых случаях возможна рвота с кровью и «черный стул» из-за попадания крови в кишечник. Также, гастрит может привести к развитию других патологий, вплоть до онкологических.

Причины гастрита

• инфекция Helicobacter pylori;
  • тяжелое алкогольное отравление;
  • длительное употребление нестероидных противовоспалительных средств (ибупрофен, аспирин);
  • аутоиммунные заболевания (встречаются редко).

Диета является одной из важных составляющих при лечении гастрита. Пища сама по себе обычно не способна вызывать гастрит, но одни продукты могут вызывать раздражение слизистой желудка, а другие – уменьшать воспаление. Ограничение употребления отдельных продуктов может облегчить симптомы гастрита, а употребление продуктов с противовоспалительным действием может помочь решить эту проблему.

Лучший подход к лечению гастрита – исключение продуктов, способных вызвать воспаление или усилить уже имеющееся раздражение слизистой желудка.

Пациент с острым гастритом может быть на диете всего несколько недель или месяцев, до улучшения симптомов. В некоторых случаях достаточно исключить употребление отдельных продуктов или медикаментов, чтобы почувствовать улучшение.

Гастрит, вызванный наличием других заболеваний, может потребовать долговременного нахождения на диете.

Продукты, которые нельзя употреблять при гастрите

• Кислые фрукты (цитрусовые) и овощи (лук, чеснок);
  • Алкоголь;
  • Шоколад;
  • Кофе и чёрный чай (зелёный чай можно, в ограниченных количествах);
  • Молочные продукты;
  • Газированные напитки;
  • Энергетические напитки;
  • Жирная пища, фастфуд;
  • Яичница;
  • Мороженое, торты и пирожные;
  • Маринады, майонез, сливочные соусы;
  • Орехи (можно употреблять в небольших количествах);
  • Картофельные чипсы, упакованные закуски;
  • Обработанное мясо (колбаса, сосиски, бекон);
  • Красное мясо;
  • Свежий хлеб, макароны из рафинированной муки;
  • Копченое мясо и рыба;
  • Специи, включая черный перец, порошок чили, горчичные семена, мускатный орех и красный перец;
  • Помидоры и томатные продукты (сок, паста, соус);
  • Кукуруза и продукты из кукурузы.

Рекомендации по приему пищи при гастрите

Для уменьшения степени воспаления рекомендуется принимать пищу в 4-5 небольших приёмов вместо завтрака обеда и ужина. Переход на многоразовое питание необходимо осуществлять осторожно, чтобы не создавать избыточной нагрузки на желудок.

От 20 до 50% случаев гастрита вызваны бактерией Helicobacter pylori. Употребление продуктов, помогающих убить бактерии (цветная капуста, брокколи, кресс-салат, сельдерей), может быть одной из лучших пищевых стратегий.

Не переусердствуйте в попытках излечить желудок здоровой едой.

Продукты, которые можно употреблять при гастрите

• Фасоль и бобовые (как переносится);
  • Яйца, яичные белки (не жареные);
  • Морепродукты, моллюски (не жареные);
  • Мед;
  • Низкокислотные овощи (огурец, белый картофель, тыква, морковь);
  • Низкосахарные, низкокислотные фрукты (черника, клубника, яблоки);
  • Мягкий сыр с низким содержанием соли;
  • Овес, ячмень;
  • Мята перечная, имбирь, куркума;
  • Простой, нежирный йогурт;
  • Продукты, богатые пробиотиками (квашеная капуста, кимчи, чайный гриб);
  • Рис;
  • Нежирная птица (курица, индейка);
  • Цельнозерновой хлеб и макаронные изделия.

Советы по диете при гастрите

• Начните с исключения опасных продуктов, так вы с большей вероятностью почувствуете улучшение симптомов. По прошествии нескольких недель возвращайте в рацион по одному из продуктов за раз и наблюдайте – проявятся ли симптомы гастрита. Такая практика позволит выявить продукты, на которые ваш желудок реагирует острее всего. Часто это бывает не один конкретный продукт, а их комбинация. Для удобства, ведите записи с перечнем исключённых и возвращаемых в рацион продуктов.
  • Составьте программу питания исходя из баланса белков, жиров, углеводов и энергетической ценности продуктов и придерживайтесь её.
  • Обращайте внимание на гигиенические условия приготовления пищи, чтобы избежать нового заражения Helicobacter pylori.
  • Диета при гастрите исключает жирную пищу, поэтому используйте методы готовки, не предусматривающие жарки (варка на пару, выпечка, тушение)
  • При составлении диеты необходимо обращать внимание на сопутствующие заболевания (пищевые аллергии, диабет и др.) и ваши особенности питания.
  • При ухудшении симптомов гастрита незамедлительно обращайтесь к врачу.

В клинике «Наедине» Вас проконсультируют, проведут все необходимые обследования и помогут составить индивидуальный план питания.

В клинике прием ведут пять гастроэнтерологов. Работаем ежедневно. Записаться на консультацию к гастроэнтерологу в Клинике Наедине можно по телефону в г. Кирове: (8332) 32-7777 или через форму на сайте.