Симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта

Когда пора обращаться к врачу-гастроэнтерологу
2022.05.13

Болит живот, иногда возникает тошнота или рвота, проблемы со стулом? Обычно люди думают, что съели «что-то не то», пьют таблетки и некоторое время соблюдают диету. А ведь такое состояние может быть признаком гастрита или язвы. К сожалению, проблемы с ЖКТ могут сигнализировать даже о раке. Вот почему лучшее решение — вовремя обратиться к специалисту.

Гастроэнтеролог клиники рассказал о тревожных симптомах, при которых нужно записаться на прием к врачу.

Какой симптом самый яркий?

- Конечно, диспепсия. Этим непонятным словом называют совокупность симптомов, которые возникают, если у вас нарушены процессы переваривания пищи. Сюда относятся изжога и отрыжка воздухом (в том числе горьким и кислым); тошнота и рвота; боли в верхней части брюшной полости; тяжесть в желудке; различные боли в желудке — ночные, «голодные», после приема пищи. Эти неприятные состояния могут говорить о гастрите, дуодените, ГЭРБ (гастроэзофагеальной рефлюксной болезни), язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Также нужно насторожиться, если изменился характер болей и вкусовые предпочтения, появились боли при глотании, увеличилось СОЭ или понизился гемоглобин.

А как же запоры и диарея? Они не входят в этот список?

- Об этих симптомах нужно рассказывать отдельно. Прежде всего, тревогу должны вызвать хронические или внезапно появляющиеся запоры. Если у вас стул не чаще трех раз в неделю, вам приходится сильно тужиться при дефекации — это совсем не норма! Это состояние говорит о наличии таких заболеваний кишечника как образования в нем, дивертикулит, синдром раздраженной толстой кишки (СРТК) и прочие. Хотя запоры может вызвать, например, специфическая диета или прием определенных лекарств, желательно все равно обратиться к врачу.

Что касается диареи, то эту проблему лучше не лечить самостоятельно, а сразу посетить специалиста. Если дефекация происходит чаще трех раз в день, речь может идти о СРТК (синдроме раздраженного толстого кишечника), лактозной недостаточности, хроническом панкреатите, воспалительных заболеваниях кишечника, хронических колитах инфекционной и неинфекционной природы. При хронической диарее питательные вещества, витамины и микроэлементы плохо всасываются, что может вызвать нарушение обмена веществ.

Колебания веса также могут быть признаком серьезных заболеваний?

-Да, конечно. К примеру, ожирение в 90 % случаев сопутствует жировой болезни печени. Это заболевание, как правило, почти ничем себя не проявляет, но впоследствии может перерасти в фиброз, цирроз и даже рак печени.

Что касается резкой потери веса, то оно возникает как раз по причине того, что люди меньше едят из-за болей в животе. Это происходит при обострениях гастрита, панкреатита, язвы. Самая опасная причина снижения веса – рак.

Также не стоит забывать про симптомы, которые характерны и для заболеваний других органов. Например, мои пациенты часто жалуются на слабость и высокую утомляемость. В любом случае, при подозрении на заболевания ЖКТ нужно как можно быстрее посетить гастроэнтеролога.

Как проходит прием гастроэнтеролога?

- Прежде всего, врач узнает у пациента о симптомах. Очень важно описать их максимально подробно, ничего не скрывая, даже если кажется, что о чем-то говорить стыдно и неприятно. Также нужно рассказать о других имеющихся заболеваниях. Это поможет поставить точный диагноз.

Нужно понимать, что только по описанным симптомам и визуальному осмотру сложно определить болезнь. Поэтому гастроэнтеролог назначает анализы крови и кала. Также могут потребоваться и другие обследования - УЗИ органов брюшной полости, исследование желудочного сока, колоноскопия и прочие.

В клинике «Наедине» проводят колоноскопию и гастроскопию на самом современном оборудовании под медикаментозным сном

А также здесь можно пройти комплексные программы обследования желудка и кишечника. Эти процедуры назначает врач при необходимости.