Живот и нервы: может ли стресс вызывать боли в животе?

Стресс и пищеварение
2021.01.19

Стресс, как ответная адаптационная реакция организма на эмоциональное, психологическое и физическое перенапряжение, запускает череду изменений во всех системах органов, в том числе и пищеварительной.

Влияние гормонов

Интенсивное выделение гормонов стресса кортизола, адреналина и норадреналина увеличивает не только пульс и артериальное давление, но и секрецию желудочного сока. Возникающий под воздействием гормонов спазм сосудов, в т.ч. и капилляров желудка, затрудняет образование слизи, являющейся защитным барьером для его стенок. Совокупность этих факторов приводит к повреждениям оболочки желудка. Последствиями этих повреждений могут стать эрозия и язва желудка, кровотечения, нарушение усвояемости пищи.

Продолжительный стресс может стать причиной хронического воспаления в любом органе. Кортизол, в избытке вырабатывающиеся во время стресса, имеет важное значение в снижении воспаления. Однако при его длительном повышении клетки теряют чувствительность к этому эффекту. В результате чего возникают такие заболевания как хронический гастродуодэнит, дискензия желчевыводящих путей, язвенная болезнь.

Нервная система кишечника

Желудочно-кишечный тракт человека имеет огромную сеть нейронов. Более 100 млн нервных клеток образуют два сплетения и расположены по стенке всего ЖКТ от пищевода до ануса. Это энтеральная нервная система, задача которой обеспечивать перистальтику кишечника для равномерного перемещения пищи вниз по желудочно-кишечному тракту.

Посредством блуждающего нерва она находится в тесной взаимосвязи с ЦНС, а значит способна реагировать и на стресс. Такая реакция часто проявляется синдромом раздражённого кишечника. Его симптомы: спазмы, боль, вздутие, метеоризм, расстройства стула. Как правило эти признаки усиливаются на фоне тревоги.

Диета при стрессе

На постсоветском пространстве при терапии заболеваний желудка и кишечника широкое применение нашли разнообразные лечебные столы. Их общая задача - разгрузить пораженный орган, восстановить функции клеток, исключить раздражающие физические и химические факторы, поддержать полезную микрофлору. Питание должно быть дробным; исключается горячая, острая, жирная пища; все блюда имеют протертую или пюреобразную консистенцию.

На Западе при расстройствах пищеварения популярна диета с низким содержанием FODMAP: ферментируемых продуктов, олиго-, ди- и моносахаридов, полиолов. В ней минимизируются продукты на основе ржи, ячменя и пшеницы; молоко, грибы, бобовые; мед и фрукты с высоким содержанием сахара. Рацион в этом случае состоит из цитрусовых, орехов, нежирных мяса и рыбы, надземных овощей, круп гречки, киноа, сорго.

Так или иначе, тип питания будет зависеть в первую очередь от симптомов и диагноза, установить который должен специалист.

Лечение стресс-индуцированных заболеваний ЖКТ

Противостоять стрессу помогут психотерапевтические методики. Но восстанавить работу ЖКТ может только врач гастроэнтеролог.

Показаться доктору в кратчайшие сроки необходимо при наличии следующих симптомов:

• повышение температуры тела;
  • беспричинное снижение веса;
  • регулярная боль в животе;
  • дискомфорт со стороны органов пищеварения в ночное время;
  • кровь в стуле.

Гастроэнтерология – одно из основных направлений деятельности "Клиники Наедине". В ходе приема доктор выслушает жалобы, проведет осмотр и пальпацию живота для уточнения локализации боли. В целях уточнения диагноза могут быть назначены дополнительные исследования: общий и биохимический анализ крови, анализ крови на Helicobacter pylori, УЗИ, ректороманоскопия, колоноскопия, фиброгастродуоденоскопия. Комплексное обследование органов пищеварения можно провести в клинике за один день.

Запишитесь на прием к специалистам “Клиники Наедине” по телефону в г. Кирове: (8332) 32-7777
или через форму на сайте