Панкреатит поджелудочной железы: симптомы и лечение

Панкреатит - это воспаление поджелудочной железы. Истинный (первичный) панкреатит - очень редкий диагноз. Его причиной в большинстве случаев является злоупотребление алкоголем. Частый приём спиртного вызывает нарушение моторики в сфинктере Одди, из-за этого в протоках поджелудочной железы образуются белковые пробки, отток ферментов нарушается и возникает давление сока поджелудочной железы на ткани самой железы. Это вызывает болевой синдром и воспаление. Кроме того, спровоцировать заболевание может длительный приём большого количества лекарств, неправильное питание, алкоголь и частые стрессы.

Чаще встречается вторичный (реактивный) панкреатит, который возникает на фоне неблагополучия в желудочно-кишечном тракте. Главная причина - проблемы с желчным пузырём (например, холецистит - воспаление желчного пузыря, ЖКБ, постхолецистэктомический синдром, дискинезия желчных протоков и хронический гастродуоденит).

После приёма пищи у человека сокращается желчный пузырь и открывается сфинктер Одди, через который начинается выделение ферментов из поджелудочной железы и желчи из желчного пузыря. В итоге всё это попадает в двенадцатипёрстную кишку, а потом в кишечник. При плохой работе желчного пузыря и сфинктера Одди желчь попадает в поджелудочную железу, что вызывает её реактивное воспаление. У детей заболевание может появиться после перенесённых вирусных инфекций и гриппа. Правда, случается такое довольно редко.

Острый панкреатит

Характеризуется очень сильным болевым синдромом. Терпеть такую боль невозможно, поэтому пациенту сразу вызывают скорую и больного везут в хирургическое отделение.

Хронический панкреатит

Человек чувствует постоянную тупую боль в эпигастрии и обеих подреберьях, из-за нехватки ферментов для переваривания пищи может возникать понос, вздутие в животе, неустойчивый стул.

Запор при панкреатите

При реактивном воспалении может появиться запор. Но его причина не само заболевание, а нарушение оттока желчи. Лечить запор нужно, но сначала необходимо исключить первопричину.

Лечение

При хронической форме назначаются спазмолитики, которые улучшают отток ферментов, антисекреторные препараты, снимающие воспалительный процесс, и заместительная терапия. Если 90% поджелудочной железы не работает выписываются ферментные препараты. При острой форме заболевания лечение можно описать тремя словами: голод, холод и покой. Придерживаться такого режима нужно три дня. Кроме того, пациенту ставят капельницу со спазмолитиками и препаратом, который снижает секрецию. В случае некроза поджелудочной железы необходимо хирургическое вмешательство.

Можно ли вылечить панкреатит?

Острая форма может закончиться только одним приступом, хроническую вылечить не получится, но можно добиться ремиссии. Для этого необходимо вовремя принимать лекарства, сдавать анализы (кровь, кал на копрограмму, узи брюшной полости, КТ и МРТ), заниматься профилактикой, соблюдать диету.

Диета

При хроническом течении заболевания нужно соблюдать очень строгую диету всю жизнь, так как её нарушение может спровоцировать обострение. В периоды ремиссии она немного расширяется, но следить за питанием всё равно придётся постоянно.

Можно ли пить алкоголь?

Длительное и регулярное употребление алкоголя недопустимо. По праздникам можно позволить себе немного выпить. Но стоит исключить холодные и газированные напитки: они особенно вредны. Острое воспаление может вызвать даже небольшое количество шампанского в Новый год.

Народные средства

Большинство трав обладают желчегонным действием, а всё желчегонное противопоказано при панкреатите, поэтому от лечения в домашних условиях лучше отказаться.

Записаться на консультацию к гастроэнтерологу можно по телефону: +7 (8332) 32 7777.

Ознакомиться с ценами
Быстрая запись на услугу
Оставьте ваш номер телефона, мы перезвоним и запишем вас
Отправляя данную форму, даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Заявка успешно принята!
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Не нашли интересующую вас услугу?
Оставьте ваши контактные данные, мы свяжемся с вами и постараемся помочь
Запись на прием
Запись на прием подтверждается по телефонному звонку. Укажите удобное время для звонка и мы перезвоним Вам.
Ваша заявка
Успешно принята!